Учителю-предметнику
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
информация от ребенка;
информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
информация от специалистов учреждений образования;
информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
результаты медицинского осмотра;
дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
недержание мочи;
болезни, передающиеся половым путем;
беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
частая задумчивость, отстраненность;
постоянная депрессивность, грустное настроение;
нежелание принимать участие в подвижных играх;
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
терроризирование младших детей и сверстников;
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
отчуждение от братьев и сестер;
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
прогулы занятий в учреждении образования;
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду н
Памятка "Выявление жертв домашнего насилия"
Выявление жертв домашнего насилия, оказание им помощи и поддержки
Страдающие от семейного насилия дети редко обращаются за помощью, поэтому факты жестокого обращения с ребенком становятся очевидными, когда он попадает в больницу или совершает правонарушения. В целях своевременного выявления жестокости родителей или опекунов поведение и состояние детей должно быть объектом постоянного внимания специалистов, а в случае установления каких-либо отклонений – послужить для них сигналом тревоги.
По многочисленным свидетельствам столкнувшиеся в раннем возрасте с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Эти и другие признаки позволят заинтересованным лицам сделать нужные выводы при сборе конкретной информации о возможном семейном насилии. В целом, специалистам следует обращать внимания на следующие моменты: а) внешний вид детей, б) особенности поведения самих ребят и в) их родителей.
Определить страдающего от домашнего насилия ребенка по внешнему виду можно следующим образом. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не в состоянии объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного чаще остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, иногда выбирает слабого малыша и издевается над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях с взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с окружающими. Причем, подверженный насилию ребенок может льнуть к олицетворяющему власть человеку, но одновременно всячески отклонять предложение сходить в гости.
Наконец, для находящихся в условиях домашнего подавления детей характерны такие проявления, как
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот
в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида;
г) попытки побега из дома, бродяжничество.
Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком сообщите об этом специалистам СППС, администрации школы для проведения социального расследования и организации дальнейшей помощи ребенку.